К числу главных преимуществ в использовании элементов питания на гелевом электролите (в отличие от обычных батарей) относят следующие:
Основные рабочие параметры, которыми обладают гелевые аккумуляторы DOMINATOR, заключаются в том, что вольтаж при заряде должно составлять 13,8 Вольт -14,1 Вольт при температуре 20-ть градусов. То есть в этом варианте есть необходимость в использовании восприимчивого к перепадам температур автоматического зарядного оборудования, обладающего регулируемым напряжением заряда.
Марка АКБ | Ном. ёмкость А/Ч | Пусковой ток, A | Размеры, мм ( длина х ширина х высота ) | Вес, кг | |||
ССА Пусковой ток при –18°С | СА Пусковой ток при 0°С | RC Резервная ёмкость | залитый | сухой | |||
12 вольт – гелевые (глубокий разряд + старт) герметичные – с гелевидным электролитом | |||||||
32 | 215 | 310 | 44 | 197х130х184 | 11,0 | - | |
32 | 215 | 310 | 44 | 211х130х184 | 11,0 | - | |
51 | 245 | 350 | 82 | 238х 140х235 | 17,1 | - | |
74 | 410 | 575 | 132 | 260x171x232 | 24,3 | - | |
86 | 505 | 700 | 160 | 305x171x232 | 28,7 | - | |
8 G 31 M |
98 | 550 | 780 | 180 | 330x171x236 | 32,5 | - |
98 | 550 | 780 | 180 | 330x171x236 | 32,5 | - | |
183 | 970 | 1245 | 375 | 527х216х254 | 58,9 | - | |
8 G 8 DM | 225 | 1150 | 1470 | 475 | 527x279x254 | 71,1 |
Расшифровка к таблице:
ССА - ток холодного запуска при -18 °C. Обозначается в Амперах. Ток, который по максимуму может отдавать заряженная батарея в течение полуминуты при напряжении от 7,2 Вольт и при -18 °C.
СА - ток пуска. Обозначается в Амперах. Показатель тока, который полностью заряженный аккумулятор способен отдавать на протяжении 30 секунд при напряжении от 7,2 Вольт и при нуле градусов.
RC - резервная емкость. Обозначается в минутах. Время разряда гелевой батареи 25 Ампер при +27 °С, за которое напряжение падает не меньше чем на 10,5 Вольт.
Конструктивные особенности гелевых источников питания
Гелевые аккумуляторные батареи считаются одним из видов элементов питания для оборудования разного предназначения. В первую очередь гелевые элементы питания используются в водной технике и стоят на яхтах, катерах, моторных лодках и других маломерных судах, способных самостоятельно передвигаться по водной поверхности. Корпус таких батарей выполняется полностью герметизированным, и в нем залит электролит гелевидный (электролит выполненный в виде геля).
Аккумуляторы гелевые имеют почти одинаковое конструкторское решение. При производстве корпуса батареи используется качественный твердый пластик и VLRA клапана, благодаря этому создатели добились прекрасной герметичности элемента. В качестве электродов установлены специальные пластины, в которых при выпуске применяют свинец/сплав свинца с другими специальными металлами. Как и во всех батареях, электроды размещены внутри корпуса, и погружены в гелевидный электролит, представляющий из себя кислотную среду. За счет прямой связи электролита и пластин выполненных из свинца и получается выработка тока. После того как извне начинается подача напряжения на электроды, процесс химических взаимодействий начинает выполняться в обратном порядке. На основании этого батарея может заряжаться.
Для недопущения замыкания свинцовых пластин между собой, между ними помещены сепараторы имеющие множество специально сделанных пор. Для гелевых элементов питания выпускаются сепараторы из материала - дюропластик. К одним из видов гелевых аккумуляторов относятся батареи, выпускающиеся с применением технологии AGM. В элементах созданных этим методом применяется электролит взаимосвязанный со стекловолоконным веществом (когда электролитом материал пропитывается). Поэтому электролит из-за этого не может вытекать из корпуса аккумулятора при его переворачивании вверх дном. Ткань насыщенная раствором электролита располагается между электродами выполненными из свинца. Плетеный материал и хорошие свойства волокон дает возможность задерживать в себе частицы раствора, не допуская их слив, а также увеличить эффективность процесса гидролиза.
Обслуживание гелевых аккумуляторов
Работа аккумуляторов данного вида связана с целыми факторами отличительных условий. Сначала надо понимать, что такого типа элементы имеют немалую цену, поэтому обслуживание аккумуляторов следует осуществлять с учетом всех правил установленных производителем и учитывая их конструктивные характерные черты. Гелевые аккумуляторы DOMINATOR имеют полную герметизацию. При первых выпусках такие элементы питания создавались, как необслуживаемые элементы. Гелевый электролит на самом деле нельзя не дозалить или вылить из корпуса. С этим связана отличная функциональная выносливость аккумулятора, возможность работы в любом положении при его установке на автомобиль.
Такие элементы питания хорошо зарекомендовали себя при применении на водной технике. Но имеются и недостатки такого элементов питания – ее перезаряд. Несмотря на возможность гелевых аккумуляторов выдержать около 700 полных циклов разряд/заряд, что во много раз превышает параметры большинства кислотных аккумуляторов, отрицательное воздействие на них проявляет процесс перезарядки и воздействие большого вольтажа в этот момент. При желании купить гелевый элемент питания, надо знать, что его техобслуживание будет немного отличаться от использования обычных аккумуляторов. В первом варианте для заряда необходимо специальный прибор, предназначенный именно для батарей этого класса.
И, невзирая на явно выраженные преимущества АКБ такого вида, они еще не очень пользуются популярностью у нас в стране, и не все обслуживающие компании могут правильно дать консультацию относительно зарядки указанных элементов. Главным моментом при их заряде является не допущение увеличения требуемого показателя напряжения зарядки больше порогового. Создатели батареи указывают максимальный параметр на уровне 14,1-14,4 Вольт, и его увеличение потянет за собой неприятности. Элементы питания такого типа могут храниться длительный период в абсолютно разряженном виде, а также при минусовых градусах окружающей среды. Но при их подзарядке при подаче большого напряжения осуществляется большое выделение газов, которые не могут возвратиться назад в таком, же количестве.
При работе в оптимальном порядке гелевые аккумуляторы DOMINATOR не выделяют газы, так как улетучиваться им наружу не дают специальные VLRA клапана и электролит (густой). В связи с этим применять эти аккумуляторы можно почти с любой техникой. Даже когда произойдет сквозное повреждение целостности корпуса, батарея способна удерживать свою жизнедеятельность. Но при подключении напряжения, больше нормы, от пластин, начинает отслаиваться гель, в итоге чего может возникнуть невозвратимый процесс, когда электролит уже не имеет возможности вернуться на назад, что не даст возможности АКБ из-за нарушения работоспособности отдавать ток. Осуществлять заряд аккумулятора рекомендуется хотя бы один раз в полгода. Существенным является, то что нельзя останавливать процесс заряда до его полнейшего окончания. При его обрыве в последующем цикле заряда будет уже нельзя добиться требуемого заряда емкости аккумулятора. Также очень пристально надо следить за работой бортовой электроники и точности выработки генератором вольтажа.